Карта средиземья, финальная версия. Google поместил на карту мир Средиземья Карта арды на русском

Он помещается на листе А4 🙂

Чертили в Inkscape, исходник в формате SVG могу выслать по запросу, если кому-то понадобится. В открытый доступ не выкладываю, поскольку в него включены сканы нескольких карт, авторские права на которые нам не принадлежат.

В качестве обоснования привожу наш доклад на Малом Толкиновском семинаре в Санкт-Петербурге 23 апреля нынешнего года, с минимальной литературной правкой и дополнениями по результатам обсуждения на семинаре и после него у Арторона в ЖЖ:

География Юга и Востока Средиземья

Все началось с естественного любопытства. А что находится там, дальше, за обрезом карты - на Юге и Востоке Средиземья? Карты, нарисованные К. Фонстад, к сожалению, разочаровывают:

Не кажется ли вам, что мир на этой карте - слишком маленький? У карты есть масштаб. По измерениям, от полюса до экватора здесь 5 тысяч километров, вдвое меньше, чем на Земле. То есть, по Фонстад, Арда - эта планета размером с Марс. И это откровенная глупость! Известно, что Толкин отождествлял Арду с Землей. Да, здесь, на карте, Первая эпоха, Арда еще плоская, но ведь когда она свернулась в шар, то расстояние от полюса до полюса не должно было измениться.

Трудно сказать, что подвигло доктора географии на такую глупость. Кажется, Фонстад просто слишком буквально воспроизводила толкиновский набросок к «Амбарканте». Вот карта Толкина:

Схема V к «Амбарканте»

Кристофер Толкин справедливо написал, что это «крайне небрежный черновой набросок, который нельзя толковать буквально». К сожалению, лучших карт не существует.

Мы попытались создать такую карту. Решить задачу, с которой Фонстад - при всем к ней уважении - не справилась (хотя атлас у нее прекрасный).

Первой из наших аксиом станет землеразмерность Арды. Вторая аксиома - ее умеренное землеподобие. Общий план и размеры Средиземья должны примерно соответствовать Старому Свету. Но подробности совпадать не должны.

Чтобы представить настоящий масштаб толкиновского Запада, сделаем так:

Вот это - истинный масштаб карты к «Властелину Колец» по сравнению с картой мира. Мы видим, какой Запад маленький! Там, за обрезом карты - много интересного! Как же раздвинуть наши горизонты? Нужно будет:

    разобраться в двух набросках-картах к «Амбарканте» (без космологии, Амана и Белегаэра);

    скорректировать пропорции последней из двух карт так, чтобы карта сделалась землеразмерной;

    скорректировать и дополнить данные «Амбарканты» согласно позднейшим текстам;

    нарисовать итоговую карту, подключив фантазию, - однако в важнейших моментах руководствоваться не воображением, но только текстами и логикой;

    с некоторой осторожностью можно привлекать и данные естественных наук, а также исторические карты.

Последний момент поясним:

Мы видим знаменитую карту Абрахама Ортелия. На ней отразились ренессансные представления о «Великой Южной Земле». Но «Южная земля» (почти такая же!) есть и у Толкина в наброске к «Амбарканте». Так что Профессор вдохновлялся не только современными, но и старинными картами.

«Амбарканта» создавалась во второй половине 30-х годов (Нуменор - упомянут) и повлияла на некоторые пассажи «Квенты Сильмариллион». Нельзя, однако, забывать, что это довольно ранняя работа. Нам надо рассмотреть два последних наброска к «Амбарканте» (четвертый и пятый).

Схема IV к «Амбарканте»

По «Амбарканте», Южная Земля и Средиземье прежде были единым суперконтинентом. После свержения Столпов появилось два внутренних моря - Хелькар (Sea of Helkar ) и Рингиль (Sea of Ringil ) - и три части суши: Северные Земли, Northland (к северу от Хелькара), Средние Земли, Mid —land (между морями) и Южные Земли, South —land (к югу от Рингиля). Валар отодвинули материк на восток, и Средиземье согнулось в дугу. Из-за движения материка возникло четыре горных хребта ближе к его краям: Голубые горы (Blue Mountains ) на северо-западе, Красные (Red Mountains ) на северо-востоке, Серые (Grey Mountains ) на юго-западе и Желтые (Yellow Mountains ) на юго-востоке. В восточной экваториальной области показаны еще и «Горы Ветра» (Mountains of the Wind ). Поименованы также Железные горы (Iron Mountains ), Утумна (Utumna ), Белерианд (Beleriand ), Фалассэ (Falassë ), Хелькараксэ (Helkaraksë ) и аналогичные проливы в других частях мира, показан Куивиэнен (Kuivi énen ) и маршрут Великого похода (March of the Elves ). Концепция горообразования в связи с движением материков перекликается с современной теорией тектоники плит (хотя подробности не сходятся). При Толкине такое мнение уже звучало, но вплоть до 60-х годов считалось «геологической ересью». Мысль о движении материков была еще весьма экстравагантна. Но знал ли Толкин о теории Вегенера, доподлинно неизвестно.

Надо сказать, что симметричность и схематизм этой карты несколько подрывают наше к ней доверие, ибо противоречат более авторитетному позднему тексту. По «Айнулиндале», симметрия земель была нарушена задолго до штурма Утумно и даже, вероятно, до свержения Столпов.

Условность карты-схемы подчеркивает появление на ней Хильдориэна. По «Амбарканте», единый суперконтинент был разделен еще до пробуждения людей. А здесь, на карте, все синхронно. Хильдориэн - в полном согласии с ранними текстами - показан в экваториальной области, у Восточного моря. Судя по карте, это целая страна, сопоставимая с Белериандом по размеру.

Самый загадочный объект на карте - это Эндон (Endon ). Эндон упоминается и в поздних текстах, вплоть до «Преображенных мифов» (MR :72, 377), и выступает как центральная область или даже центральная точка (point ) Средиземья. Чтобы подробнее сказать об Эндоне, нам нужна следующая карта (см. рис. 2 выше).

Оромэ ехал через Эндон, повернул на север, к внутреннему морю Хелькар - и нашел там эльфов. Эндон лежит не просто к югу от Хелькара, но вроде и не очень далеко. Если бы Хелькар оказался, скажем, Каспием, то «Центр Средиземья» нам пришлось бы поместить на Ближнем Востоке (где рисовали центр мира средневековые географы). А не в Африке, например. Сомнительно, что кто-либо из эльдар в Эндоне бывал, но Оромэ об этом месте знал и мог рассказать эльфам. Почему для валы так важна эта загадочная «точка»? Выскажем гипотезу: в центральной части мира, на великом озере, лежал когда-то остров Алмарен, где находились первые жилища валар. Как бы ни изменилось это место, валар должны его узнать и объявить центральной точкой Средиземья.

Кстати, что сделалось с Великим озером, когда обрушились Светильни? Обратим внимание на форму и размер моря Иллуина! Оно занимает и южные, и экваториальные области мира. Мы можем заключить, что озеро (или хотя бы его часть) никуда не исчезало, но слилось с водоемом на месте южного столпа. Но в этом случае остров Алмарен мог превратиться полуостров на берегу южного моря. Например, в полуостров на рисунке 2, подозрительно похожий на Аравию.

На этой карте Средиземье имеет забавное сходство с Землей. Можно найти здесь не только Аравию, но даже и Красное море, «африканский» контур Харада, а полуостров на востоке похож то ли на Индию, то ли на Индокитай. На месте мифической Южной Земли с карт ренессансного периода лежат в земной реальности и Антарктида, и Австралия, и Новая Гвинея. Мы видим в «Амбарканте» два названия для этого материка: и Темная, и Южная Земля (Dark Land , Southland ). Что означает первое имя? По «Акаллабэт», корабли нуменорцев ходили «от северной тьмы до южного жара и дальше на юг, в нижнюю тьму» - наверное, речь идет об антарктической полярной ночи.

О Земле Солнца (Land of the Sun ), согласно «Амбарканте», «известно немногое». Вдоль берега тянулись Стены Солнца (Walls of the Sun ), это цепь гор, похожих на Пелори, но немного ниже. В горах - Врата Утра, откуда восходило солнце. Врата Утра наблюдали мореплаватели-нуменорцы. Если принять теорию об «изначально круглой Арде», которая до Акаллабэт должна была включать и Аман, можно прийти к такой догадке: нуменорцы подплывали к Аману с другой, западной стороны - но горы им не позволяли попасть в Валинор. Правда, при составлении «Амбарканты» у Толкина еще не могло быть такой идеи. Легенда на карте гласит: «Выжженная Земля Солнца» (Burnt Land of the Sun ). То есть отдыхающее Солнце, по «Амбарканте», должно превратить в пустыню область к востоку от гор. Потому в этом «антивалиноре» вряд ли было что-то интересное.

Вернемся к Средиземью! Здесь возникла новая деталь - горная цепь в Хараде. Кристофер удивляется, почему «Серые горы» оказались к северу от экватора, когда должны быть к югу. Но кто сказал, что это именно «Серые горы»? Средиземье велико, горных хребтов там не четыре и не пять. Возможно, Харадские горы трактовались даже как продолжение Голубых и Белых гор. По «Амбарканте», в Первую эпоху Белые горы были продолжением Голубых. Позднее Толкин, скорее всего, отказался от этой концепции, но для 30-х годов она была актуальна и отразилась в географическом пассаже «Квэнты Сильмариллион» (QS:108). Кроме того, согласно этому пассажу, море Хелькар подходило очень близко к южному заливу Белегаэра, и их разъединяла только «гористая перемычка, по которой можно было проникнуть в обширные области на Юге Средиземья». На карте к «Амбарканте» эта «перемычка» называется «Тесниной мира» (Straits of the World ) и соответствует району Минас-Тирита и Мордорских гор. Мордорское плато залито водами Хелькара. Мордорские горы не показаны (из этого не следует, что гор в Первую эпоху не было, - Туманные горы тоже не обозначены в этом «беглом наброске»). Хелькар раскинулся от Мордора до Орокарни - но, на наш взгляд, с поздними текстами такая протяженность плохо согласуется. Ведь в парадигме «Амбарканты» море Рун нельзя не трактовать как уцелевшую часть высохшего Хелькара. Однако же, по поздним текстам, море Рун и в Первую эпоху было отдельным водоемом, на берегах которого остановились предки эдайн (PM :373), а еще раньше - эльфы Великого похода (PM :387). Но если Рун и Хелькар в поздних текстах - разные моря, то Хелькар не мог быть таким огромным, как показано на карте к «Амбарканте». Однако в таком случае мы получаем поразительную диспропорцию между парой морей на месте двух Столпов: сравните габариты Каспия с Индийским океаном.

Но обратим внимание на другой момент! Хелькар на карте к «Амбарканте» имеет поразительное сходство с историческим Сарматским морем:

Около 7-9 миллионов лет назад Сарматское море раскинулось от Центральной Азии до Адриатики. Его остатки - это Черное, Каспийское, Азовское море, а также Венгерская равнина с озером Балатон. Толкин мог знать об этом водоеме: морские отложения на месте Сарматского моря изучали с конца XIX века.

Думается, на карте к «Амбарканте» могла отразиться доисторическая ситуация. К концу геологических эпох Палеохелькар, как и Сарматское море, мог частично пересохнуть. На его месте, как и на Земле, могло остаться несколько водоемов. На крайнем западе - Нурнен и Рун, а на востоке – собственно Хелькар, близ Куйвиэнен.

Теперь настало время обратиться к нашей карте с реконструкцией Востока и Юга Средиземья - по состоянию на начало Третьей эпохи.

Главная трудность, с которой нам пришлось столкнуться, состояла в том, что корректно привязать известную нам карту Западных земель Средиземья к карте Земли оказалось не так просто. Мы знаем лишь, что Хоббитон находился примерно на широте Оксфорда, а Минас-Тирит - на широте Флоренции; для точной привязки этого недостаточно. Кроме того, как отмечала ещё Фонстад, карта Западных земель составлена фактически как карта плоского мира. На ней отсутствует координатная сетка, однако имеется указатель на север, как если бы север находился просто наверху, без каких-либо уточнений, и не искажены расстояния, что невозможно ни в какой картографической проекции. Вряд ли эти обстоятельства стоит рассматривать как непреодолимые: в конце концов, Толкину было важно выдержать определённую стилистику, в рамках которой такие детали, как картографическая проекция и координатная сетка, просто недопустимы. Но даже с учётом этой оговорки для того, чтобы совместить карты Средиземья и Европы сколько-нибудь правдоподобно, требуются нетривиальные расчёты, для выполнения которых нужно писать собственную компьютерную программу, поскольку существующие геоинформационные системы просто не предоставляют подобных возможностей. На данный момент наиболее корректным, видимо, является расчёт Брэндона Родса (http://rhodesmill.org/brandon/2009/google-earth-and-middle-earth/):

Но и его метод расчётов вызывает сомнения, поскольку в этом случае северная часть Средиземья по сравнению с оригинальной картой получается несколько растянутой.

В то же время наша задача облегчается тем, что нас интересуют прежде всего Восток и Юг Средиземья, на которые нет точных карт, так что обсуждать их географию можно заведомо лишь в самом общем приближении. Поэтому для решения данной конкретной задачи мы посчитали достаточным просто наложить карту Западных земель на карту мира, немного скорректировав её пропорции с учётом расчётов Родса, а затем начертить контуры остальной части Средиземья в обычном графическом редакторе. За основу мы взяли карту мира в поликонической проекции, главным образом из-за того, что Старый Свет на ней располагается в центре, так что контуры Европы, Азии и Африки подвергаются лишь минимальному искажению. Запад Средиземья на такой карте будет выглядеть примерно так:

За основу нашей собственной карты Востока и Юга мы взяли схему V из «Амбарканты», благо Харад на ней по своим очертаниям отчётливо напоминает Африку, что облегчает привязку. Если наложить эту схему на карту мира, растянув её до нужных размеров, но при этом сохранить Западные земли в правильном масштабе, то получается следующая картинка:

Мы не минуты здесь пока еще не фантазировали, просто действовали по установленному алгоритму. Два «красных рукава» - это объекты со спорным статусом: заливы, которые Толкин очень нечетко набросал на карте к «Амбарканте» (то ли они есть, то ли их нет). Эти заливы очень похожи на Красное море с Персидским заливом.

Однако есть одна проблема. Арда, конечно, землемасштабна, но сами материки по своим пропорциям теперь не очень похожи ни на карту к «Амбарканте», ни на Землю. И в любом случае ту карту, которую мы получили механически, надо обработать творчески.

Самое важное и неизбежное исправление таково: мы «затопили» северо-западную часть Харада, чтобы привести его в соответствие с картой к «Властелину Колец». Этот регион мог быть затоплен в конце Первой эпохи, когда погиб Белерианд.

Если убрать карту мира и добавить рамку с координатной сеткой, получается карта Средиземья, приведённая в начале этой записи (она отличается от карты, которую мы демонстрировали во время доклада). Поговорим об этой карте поподробнее.

Мы видим четыре горных системы «Амбарканты» - Голубые, Желтые, Южные Серые и Красные горы (или Орокарни). Голубые горы кажутся самыми маленькими, так как огромная их часть была разрушена в конце Первой эпохи. Красные горы мы нарисовали так, чтобы они с одной стороны были близко к океану, с другой - к Куйвиэнену, который сложно перенести слишком далеко на восток. Горы Ветра показаны согласно «Амбарканте»: лишь эта горная система была изображена в виде нескольких параллельных хребтов. Мы решили, что это исключительно широкое нагорье, по площади сопоставимое с Тибетом. Южные горные системы, подобно северным, также должны находиться в высоких широтах. Желтые горы примерно соответствуют Большому Водораздельному хребту в Австралии. Положение Южных Серых гор не до конца понятно: в этих широтах должен быть пролив между Темной Землей и крайним югом Средиземья. Мы изобразили эти горы на обоих материках. В этом случае в проливе могут появиться гористые острова. На нашей карте Южная Земля распалась на две части. Этот пролив - плод нашего воображения, но фантазия в данном случае не совсем беспочвенна: известно, что гибель Нуменора сопровождалась разрушениями и в остальном мире. Как нам представляется, с течением эпох мир делается более землеподобным. Поэтому логично было разделить «Австралию» и «Антарктиду» морским проливом и приурочить его возникновение к событиям Акаллабэт.

Мы показали экваториальный лес в центральной части Харада: во «Властелине Колец» упоминаются «обезьяны в темных лесах юга», “apes in the dark forests of the South ” (LotR , 2, III , ch . 7). В прибрежной части Харада - горы. Но о других объектах не известно ничего.

Придется привести лишь несколько общих соображений. Если у нас север Африки - это пустыня, а юг - отдельный мир, безнадежно отставший от Азии, то в Средиземье роль Харада нам кажется гораздо более серьезной. Юг, вероятно, не уступает Востоку ни по ресурсам, ни по уровню цивилизации. Ближний Харад - благодатная и густонаселенная земля, хотя всё это население и причиняло людям Запада много неприятностей. И если Африку колониальные державы поделили в самую последнюю очередь, то Юг Средиземья стал главным объектом нуменорской экспансии и разграбления.

В морях могут присутствовать острова, которых мы не изображали.

Больше известно о Востоке континента. Оговоримся ещё раз, что детали нашей карты - это плод воображения, однако все ее существенные элементы следуют из текстов, прямо или косвенно.

Дно пересохшего «Палеохелькара» должно стать огромной низменностью. Судя по своему географическому положению, равнина должна совпасть с поясом степей, откуда двигались на Запад кочевники-вастаки. Раньше по этим же равнинам, вероятно, шли на Запад и эльдар, и эдайн. Здесь остается несколько реликтовых озер-морей. Самое крупное и самое восточное и из них - собственно Хелькар, главный реликт «Палеохелькара». Воды Пробуждения находились у его восточных берегов, однако в поздние эпохи Куйвиэнена уже не существует. Восточнее Хелькара, в предгорьях Орокарни - область «Дикого Леса» (Wild Wood ), эти леса упоминаются во «Властелине Колец» (LotR , 2, III , ch . 3). Судя по «Амбарканте», Орокарни должны быть ближе к Восточному океану, чем к Западному. До Океана, впрочем, далеко. Крепость Утумно расположена скорее к северу от Куйвиэнена, чем к западу, - во время Войны Могуществ эльфы именно на севере видят зарево (Silm ). Исходя из всех этих соображений, мы помещаем Хелькар с Куйвиэнен приблизительно на долготу Алтая. Но по широте эти места, судя по картам к «Амбарканте», несколько южнее.

Известно, что до переправы через Андуин эльфы не видели реки сопоставимого масштаба. Горных хребтов вроде Туманных гор им тоже не пришлось переходить. Андуин - не такая уж великая река, в среднем течении ширина ее - выстрел из лука Леголаса. По длине Андуин сопоставим с Дунаем. Это значит, что на пути через равнины серьезных рек вроде Волги и Днепра эльфы не встретили. Потому следует предположить, что сразу к северу от низин «Палеохелькара» лежит водораздел. Он может оказаться продолжением пояса Серых гор и Железных холмов и должен, наверное, лежать уже в лесном поясе, севернее степей. О том, что в этой области действительно есть горные системы, говорит география гномьих народов. Как нам известно, гномы пробудились в четырех разных местах: север Голубых гор, гора Гундабад и два восточных региона, неизвестных эльфам и западным людям (PM :301). Где гномы, там и горы! Две гномьих области лежали далеко и друг от друга, и от владений западных сородичей. Но, несмотря на расстояния, все гномы поддерживали связь. Живи они южнее, эту связь, скорее всего, прервали бы вастаки-дикари, которые заполонили степь. Логично, что гном живет в горах, а не на дне бывшего моря. Но далеко на севере, в поясе тундры, гномам тоже сложно постоянно обитать: холод они переживут, а чем питаться?

Реки на севере Средиземья должны (из-за водораздела) течь с юга на север, как в Сибири. Они впадают в океан, если предположить, что в Арде есть аналог Северного Ледовитого океана. Если же суша простирается до полюса, то там должны быть ледники, к югу от них - приледниковые озера (как на Земле в ледниковый период). Туда-то и могли впадать реки. Третий, и на наш взгляд, наименее вероятный вариант - наличие некоей «суперреки», длиннее Нила, полноводнее, чем Амазонка. Эта река может течь с запада на восток через всю Ардийскую «Сибирь» и впадать в восточное море. Если бы этот поток тек на Запад, в Фородвайт, он бы, наверное, попал на карты, и Андуин утратил бы звание «Великой реки». На крайнем севере, у моря или вечных льдов, должны находиться остатки Железных гор, сильно разрушенных после Войны Могуществ. Мы их рисуем как разорванную цепь. А что может быть к югу от Хелькара и великих равнин? Существование больших горных цепей здесь также маловероятно. К этому выводу нас приводит климатология: в Зеленолесье росли буки (Hobbit ), то есть климат к востоку от Туманных гор не был резко-континентальным. Откуда же здесь влага и дожди? На Западе - Туманные и Голубые горы. На севере - Серые горы и, вероятно, остатки Железных; и в любом случае, едва ли ветер Арктики мог сильно смягчить климат. Строго на восток - чудовищные континентальные массы и хребет Орокарни. Единственно возможное, на наш взгляд, направление - с юго-востока и юга. Влагу и жизнь в центральные районы Средиземья должны приносить мощные ветры из южного океана. А значит, на пути этих ветров нет крупных гор. Иначе Рованион и Рун превратились бы в пустыни (море Рун маленькое и погоды не сделает). К югу от Хелькара, возможно, было место пробуждения людей. Профессор отказался от локализации Хильдориэна на крайнем востоке, за Горами Ветра: по новой версии, Хильдориэн (WJ :173) лежал в центральных областях Средиземья, «за внутренним морем», в землях, эльфам неизвестных. Это не мог быть ни крайний Восток, ни окрестности Куйвиэнэна. Нам кажется, эти «центральные области Средиземья» могут лежать где-то в тропических широтах и соответствуют нашей Индии или Ирану.

Дополнение: Хильдориэн найден!

Уже после апрельского семинара нам удалось примерно локализовать Хильдориэн и даже восстановить кое-какие географические подробности. Все это благодаря наблюдению tar_elentirmo - деталь, которая ускользнула и от нашего внимания, и, насколько нам известно, от внимания всех картографов.

Во второй заметке к «потоплению Анадунэ» (“The theory of this version”, “Sketch II”) Толкин пишет:

Men ‘awoke’ first in the midst of the Great Middle Earth (Europe and Asia), and Asia was first thinly inhabited, before the Dark Ages of great cold. Even before that time Men had spread westward (and eastward) as far as the shores of the Sea.
(SD:398)

Итак, речь идет о какой-то области примерно в центре Средиземья, далекой и от Западного, и от Восточного моря.

The Great Central Land, Europe and Asia, was first inhabited. Men awoke in Mesopotamia. Their fates as they spread were very various.
(SD:410)

Итак, в этой заметке место пробуждения людей - Месопотамия, то есть Междуречье (область между двумя крупными реками). Можно ли сопоставить эту область с нашей Месопотамией? Вероятно, да. Как уже было показано выше, на исходной толкиновской карте к «Амбарканте» хорошо видно и «Красное море», и «Персидский залив». Территория к северу от «Персидского залива» действительно удалена почти на равное расстояние от Восточного и Западного океана (что соответствует “Sketch II”) и кстати находится недалеко от загадочного Эндона. Эта область хорошо соответствует другому указанию (WJ:173): Хильдориэн лежал в центральных областях Средиземья, «за внутренним морем», в землях, эльфам неизвестных.

В довольно близкой области («Иран») мы и показывали Хильдориэн раньше, теперь удалось его расположение уточнить и заодно добавить новые географические объекты.

Чтобы изобразить «Месопотамию», нам нужны «Тигр» и «Евфрат» - крупные реки, текущие с севера на юг. Если идет речь о двух крупных реках в таких широтах, их истоки должны быть в горной области, на некоем «Армянском нагорье». Однако горы в этой области должны быть не слишком высоки и обширны (по соображениям климатологии, см. выше).
Кроме того, объекты Средиземья должны быть не слишком похожи на нашу Землю. Поэтому истоки «Тигра» и «Евфрата» на нашей карте показаны не к северо-западу от их устья, а строго на север или к северо-северо-востоку.

«Месопотамия» должна быть обширной страной. Можно ли уточнить положение Хильдориэна? Предполагаем, что он лежит на крайнем севере Междуречья, в предгорьях, недалеко от истока двух рек. Во-первых, нам нельзя сбрасывать со счетов библейские аллюзии: по Книге Бытия, из Эдема вытекали четыре великих реки, и две из них - Тигр и Евфрат (мы помним, что и в Хильдориэне состоялось грехопадение людей). Во-вторых, удаленность и недоступность этой территории хорошо соответствует требованиям WJ:173: горная область действительно скорее, чем все прочие, может стать «неведомой страной» для эльфов. В-третьих, в единственном месте, где ландшафт Хильдориэна описан («Книга утраченных сказаний») речь идет именно о горной долине. Иными словами, для младших детей история начинается не в «Шумере», а где-то в «Урарту».

Средиземье Толкиена – это особый мир, уже давно вышедший за границы книг и фильмов. Для миллионов поклонников данная вселенная стала неотъемлемой частью жизни. Они коллекционируют атрибутику из Властелина колец, находят, где купить кольцо Всевластия, карту Средиземья, или же эльфийский кулон Арвен. Кто-то шьет или приобретает полноценные костюмы героев «Властелина Колец» и «Хоббита», устраивая завораживающие косплеи, а кому-то больше нравится собирать миниатюрные фигурки гномов, хоббитов и других обитателей Вселенной Толкиена. И в данном обзоре мы расскажем толкиенистам и всем интересующимся, какими атрибутами, игрушками, сувенирами или уникальными картинами они могли бы пополнить свои сказочные коллекции, если бы зашли на Алиэкспресс.

И начнем мы наш обзор с вещи, имеющей самую высокую ценность. Сразу же вспоминается скрипучий шепот, произносимый Голлумом во мраке Мглистых гор: «Моя Прелессссть…». Кто из фанатов эпопеи «Властелин Колец» не желал иметь то самое – самое могущественное – Кольцо Всевластия? И на данный момент исполнить такое желание может каждый, причем варианты имеются на любой вкус и кошелек.

Те, кто желает купить кольцо Всевластия — главное кольцо из Властелина Колец — на Алиэкспресс в наиболее правильном, максимально приближенном к оригиналу виде, могут обратить внимание на этот вариант:

Купить Кольцо Всевластия с полноценной гравировкой, выполненное в «золоте» можно в магазине WhaleWaves Store:

Если же нужен более доступный вариант в золотом исполнении, то можно выбрать такое кольцо:

Эльфийская надпись на данном кольце Всевластия на Алиэкспресс не выгравирована, а нанесена сверху – в этом и заключается основное отличие. Но, вероятно, кто-то из вас пожелает купить именно его.

Если же вам хочется дополнительной магии, особого волшебства, заключенного в самом могущественном кольце, то не стоит пропускать такой экземпляр (эх, и чего только китайцы не придумают 🙂):

Это кольцо хоть и не совсем соответствует оригиналу, зато имеет очевидный «магический» бонус – мистическое свечение эльфийской надписи в темноте, приковывающее всё внимание. Если вдруг вы решите собирать коллекцию магических атрибутов Средиземья, купить это кольцо из «Властелина колец» имеет смысл, хотя бы ради того, «чтобы было» 🙂 .

И еще один – элегантный и утонченный – вариант Единого Кольца, для тех, кому ни золотой, ни светящийся вариант не угодил. На Алиэкспресс можно купить белое керамическое Кольцо Всевластия, которое будет безумно элегантно смотреться на ручке его прелестной обладательницы:

Хотя не исключено, что и среди мужчин найдутся желающие обладать «Этой Прелесстью» — китайские продавцы в объявлении не указывают, что это украшение предназначено только для женской аудитории.

Но не только кольцо Саурона сыграло важную роль во «Властелине Колец» и «Хоббите». У остальных героев эпопеи также были атрибуты, имевшие особую силу и значение.

Вспомним Короля Лихолесья Трандуила – его пальцы также украшали магические кольца.

Как видите, китайские умельцы не стали сидеть, сложа руки, и, как искусные мастера-эльфы, выковали весь набор. И теперь то, что носил могущественный Трандуил, купить на Алиэкспресс можно не сложнее, чем всё остальное.

Говоря об эльфах, нельзя не упомянуть о прекрасной Арвен – «Вечерней звезде» — эльфийской принцессе неописуемой красоты. Ее любовь к Арагорну является очень значимой романтической линией всей эпопеи, а сцена передачи Арагорну кулона Арвен — «Света вечерней звезды» — стала не менее значимым и драматичным эпизодом в кинотрилогии.

Теперь у вас есть возможность купить серебряный кулон Арвен — этот символ любви и преданности:

Поистине, на Алиэкспресс есть, пожалуй, всё!

Между прочим, и у самого Арагорна было «кое-что», обладавшее особой силой и подчеркивающее непростое происхождение «Странника». Кольцо Барахира – символ принадлежности к роду Исилдура и его предков, символ королевской крови – можно заметить на руке Арагорна в фильмах «Властелин Колец». А вот каким кольцо Арагорна представлено на Алиэкспресс:

Теперь носить символ Нуменора и вождей Севера может позволить себе любой, кто готов выложить за него 78 рублей 🙂

Ну а если вы всей душой любите хоббитов, то попробуйте вспомнить, чем закреплял свой плащ Фродо. Да-да, речь пойдет о Лориэне – Эльфийском листе, с котором отважный полурослик не расставался в течение всего своего похода:

Данная брошь-подвеска продается во многих российских Интернет-магазинах по баснословным ценам: 900, 1000, 1200 рублей! Понятно, что за волшебство, особенно эльфийское, нужно платить, но ведь не столько же 🙂 . Вы, как разумные и практичные фанаты Средиземья, можете теперь приобрести Лориэн значительно выгоднее:

Ну а что же делать тем, кто «болеет» за Темную Сторону Вселенной Толкиена? Какие аксессуары может предложить Алиэкспресс? На самом деле, выбрать есть из чего. Например, поклонник Саурона может приобрести такой кулон из Властелина Колец:

Да, ни в фильмах, ни в книгах такого украшения ни у кого из героев не было, но разве это главное? Зато этот кулон очень яркий, а изображение, на нем содержащееся, однозначно знакомо каждому, кто хотя бы мельком слышал про «Властелина Колец».

Ну а тем, кому мало подвески с огненным взглядом, может понравиться такая футболка:

Не знаем, насколько эта футболка с Всевидящим Оком Sexy (как утверждается в объявлении), но в том, что выглядит она очень эффектно, никаких сомнений нет. Если Око Саурона видит всех, то владельца такой футболки будут наоборот, все видеть и замечать!

Раз уж мы перешли к предметам одежды, узнаем, для каких героев Вселенной Средиземья мастера из Поднебесной пошили наряды, неотличимые от оригинала. На самом деле, костюмов из Властелина Колец в рассматриваемом интернет-магазине масса с большим разбросом цен и качеством исполнения. Приведем пример тех одеяний, которые показались нам наиболее хорошо сделанными.

И первым костюмом вселенной Властелина Колец, которое мы рассмотрим, будет платье Арвен:

Купить платье принцессы Арвен можно у продавца Twinkle Twinkle Star по довольно приемлемой цене, учитывая, насколько хорошо оно выглядит.

А есть ли среди вас те, кто считает наиболее интересным персонажем старого мага, Гендальфа Серого? Костюм этого героя Властелина Колец также был найден на просторах Ali:

Тщательно проработанный образ – шапка светлого волшебника, все тесемки, складки, пояс и т.д. Пересмотрите еще раз фильмы и найдите 10 отличий 🙂 .

Ну а те, кто не против отправиться в опасное путешествие в компании суровых гномов, должен обязательно приобрести себе… Да конечно же костюм хоббита! Сюртук, жилет и белая рубашка, и штаны правильной длины – вот что должно быть на вас в походе к Одинокой горе:

Костюм хоббита Бильбо обойдется, конечно, не так уж и дешево, зато ваш образ обязательно оценят на любой костюмированной вечеринке!

Но есть один нюанс: как вы помните, хоббиты не носят обуви, поскольку им это не нужно в виду жесткой кожи, покрытой мехом, на их ногах. Где такие «ноги» можно взять? Ответ, как вы понимаете, ниже:

Вот такие тапочки – ноги хоббита можно приобрести и как просто себе на потеху, так и для создания полноценного образа Бильбо, Фродо или кого-то еще из полуросликов.

Купить эти «ноги хоббита» вы сможете,

Ну и, конечно же, образ отважного Бильбо и Фродо будет неполным без главного боевого атрибута – меча по имени «Жало»:

Меч Бильбо Бэггинса, понятное дело, не будет точной копией оригинального оружия из трилогии «Хоббит», однако визуальное сходство, несмотря на исполнение «в пластике», практически 100 % (хоть он и не светится в присутствии орков).

Зато меч «Жало» можно подарить ребенку и не переживать за то, что тот поранится.

Ну а купить данный меч из Властелина Колец вы можете здесь:

Итак, одежда есть, оружие – при нас, можно отправляться в Эребор! Но ведь всем известно, что потайную дверь можно открыть только в День Дурина, причем для этого нужен специальный ключ. Так что без ключа от горы нет даже смысла собираться в поход. Но мастера из Китая и здесь спасли фанатов Средиземья. Вот он – ключ от Эребора!

Казалось бы, всё при нас, но как можно отправиться долгое путешествие без путеводителя? Без Карты Средиземья опасный поход может и не состояться. Что же делать в данном случае? Конечно же, нужно эту самую Карту Средиземья купить.

На Алиэкспресс нам приглянулись вот эти 2 варианта.

— карта Средиземья «в цвете»:

— оригинальная «ретро-карта» мира Толкиена:

Вы можете выбрать ту, которая вам больше по душе. Указанный разброс цен зависит от типа бумаги, на которой будет выполнена карта, а также от её размеров.

С собой в дорогу необходимо взять блокнот, в котором можно будет записать все впечатления от увиденного, отметить красоты Ривенделла, изложить опасности путешествия в Туманных горах, с содроганием запечатлеть встречу с Голлумом.

В походе вам пригодится еще одна незаменимая вещь. Тем, кто любит поесть 6 раз в день (а мы говорим, если помните, о хоббитах), нужно еще и пить что-то все эти 6 раз. Поэтому, безусловно, нужна кружка. Вот с такими кружками по мотивам Властелина колец мы и предлагаем вам ознакомиться.

Для тех, кто хочет детально изучить карту Средиземья и не готов упускать ни минуты, кружка с этой самой картой:

Ну а кому-то захочется видеть самые красочные моменты из фильма о Едином Кольце:

Пожалуй, следует остудить разыгравшееся воображения и прекратить выдумки о сказочном путешествии 🙂 . Перейдем к реальному миру с его не менее реальными обитателями. Что обычно коллекционируют люди? Какие-то игрушки, фигурки, статуэтки. А может быть, наклейки, картины и постеры. О них и поговорим далее.

Если вы активно следили за всеми киноэпопеями, будь то «Lord of The Rings» или «Хоббит», то у вас должна лежать целая пачка флаеров из кинотеатров. Но флаеры – это несерьезно. Другое дело – полноценные постеры из Властелина Колец – его афиши с датами премьер:

Если вы не считаете, что постеры имеют какую-либо художественную ценность, то на картину из Властелина колец вам уж точно стоит обратить внимание. Мы специально нашли для вас нечто очень эффектное:

Конечно, эту картину – «Меч Назгула» тоже не каждый воспримет, однако дух сказочного мира Толкиена, его, глубина, красота и невероятность, передана в этом произведении художественного искусства как нельзя лучше. На наш взгляд, разумеется.

Коллекционерам должно очень сильно нравиться собирать уникальные и интересные фигурки героев эпопеи. В «недрах» интернет-магазина нам удалось отыскать самое скрытное существо, столько лет оберегавшее Кольцо Всевластия, пока «Они не украли ее у нассс!». Голлем, во всеми его неповторимыми эмоциями, может стать украшением любого коллекционера фигурок:

Если вашей коллекции нужен более «живой» экспонат – полноценная игрушка, части которой можно двигать и фиксировать в разных положениях, то и такой Голлум есть у китайских производителей:

Уменьшенная копия с разнообразными эмоциями – здесь отчетливо угадывается и злобный Голлум, и смиренный Смеагол. Проработана данная игрушка до мелочей – даже редкие волосы соответствуют оригиналу. За те деньги, которые требуют за такую игрушку, такое воспринимается как само собой разумеющееся.

Такими же подвижными свойствами обладают и фигурки хоббита Бильбо с командой гномов:

Эти минифигурки из «Хоббита» можно купить по ссылке ниже:

Остались еще 3 вещи, которые, скорее всего, не прельстят коллекционеров, зато запросто могут приглянуться поклонникам вселенной Средиземья.

Вы помните величественные статуи древних королей, которые встретило Братство Кольца на своем пути? Столпы Аргоната могут теперь появиться и у вас дома, служа отличной тематической подставкой для вашей книжной или киноколлекции:

С любимыми героями можно не расставаться, даже засыпая в собственной кровати 🙂 . И мы не имеем в виду сон с книгой в руках. Теперь вы можете приобрести и тематическое постельное белье, а конкретно – наволочки с очень интересными принтами по мотивам «Властелина колец»:

Украсьте свои подушки такими «одеяниями», и сказочный мир Толкиена станет еще реальнее 🙂 .

Ну и последнее, что не вписалось в подборку карнавальных костюмов героев Властелина Колец, поскольку карнавальным костюмом не является. Но это просто ооочень классная вещь, обязанная быть в гардеробе девушек-фанаток вселенной Толкиена! Очень эффектное платье с изображением карты Средиземья.

Владелице ТАКОГО платья однозначно трудно будет встретить кого-либо в таком же:-).

Спешите вздохнуть с облегчением (а может и с разочарованием), друзья. Вы добрались до своего Ородруина, и ваше путешествие по данному обзору завершено. Надеемся, вам он понравился, и вы приглядели себе что-то нужное и интересное. Желаем вам никогда не расставаться со сказкой – ведь что-то волшебное обязательно должно быть в нашей жизни! Заходите на страницы сайт еще, мы обязательно подготовим для вас еще что-нибудь интересное. Ну а если вы уже знаете, о чем бы вам хотелось почитать, узнать или найти в Интернете – напишите об этом в комментариях! Всего доброго, до новых встреч.

Статья Где купить Кольцо Всевластия, карту Средиземья и меч Бильбо. Мир Толкиена на Алиэкспресс была изменена: 20 ноября, 2019 автором Netobserver

Повесть английского писателя Джона Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» впервые была опубликована в 1937 году; в 1954-1955 годах вышло продолжение – трилогия «Властелин колец». Действие всех этих произведений происходит в Средиземье (Middle-earth, буквально Срединная земля) – в вымышленном Толкином мире, имеющем, однако, множество параллелей с миром реальным. Сам автор подготовил несколько карт Средиземья; прямоугольная территория занимает приблизительно 7 миллионов кв. километров без учёта морей. И хотя Ирландия уверяет, что именно её пейзажи вдохновили Толкина на создание книги, а популярный современный фильм режиссера Питера Джексона снимался в Новой Зеландии – исследователи сопоставляют мир одной из частей Средиземья, Шира (The Shire), в первую очередь с Великобританией. Место действия «Хоббита», Шир на картах Толкина расположен примерно там же, где и Британия на современных картах Европы, а по описанию быта он и вовсе является примером идеологии «беззаботной Англии». По всему повествованию Толкин распределил множество точек соприкосновения с Туманным Альбионом: от погоды до диалекта языка. Но, тем не менее, Срединная земля всё же – вымышленный мир. И в промежутке между выходом очередного фильма кинотрилогии «Хоббит» компания Google создала интерактивную онлайн-карту Средиземья . Проект носит название «Путешествие по Средиземью» (Journey through Middle-earth) и выполнен в рамках Chrome Experiment. Карта также доступна на смартфонах, планшетах и других устройствах, поддерживающих Chrome/WebGL. Основной язык – английский, но представлены версии на всех основных языках, в том числе и русском. Меняя масштаб и двигаясь по карте, можно освежить в памяти эпизоды, уже показанные в фильме «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey). Достаточно подробная карта позволяет рассмотреть пейзажи и архитектурные сооружения, а звуковое сопровождение – это саундтрек фильма и завораживающий голос волшебника Гэндальфа. В настоящее время для интерактивного путешествия и 3D-игр по мотивам фильма доступно только три пункта: Троллье нагорье, Ривенделл и Дол-Гулдор. Вскоре интерактив добавится к трем следующим пунктам: Зал Трандуила, Эсгарот и Эребор. Это будет приурочено к мировой премьере второй серии кинотрилогии – «Хоббит: Пустошь Смауга» (The Hobbit: The Desolation of Smaug), намеченной на 2 декабря 2013 года. В нашей стране выход фильма ожидается 19 декабря, так что российские поклонники мира хоббитов, по всей видимости, смогут погулять по виртуальной карте Средиземья уже до появления очередной части киноэпопеи на экранах.