Новый спектрум. Легендарный компьютер ZX Spectrum обретёт новую жизнь. Подготовка к сборке

Знаете ли вы, каким был первый массовый персональный компьютер? С чего началась эра персональных компьютеров? Некоторые могут даже помнить свой самый первый компьютер, которым являлся ZX Spectrum. Именно он является прародителем всех современыых компьютеров. ZX Spectrum продержался на рынке более 10 лет. Мы расскажем вам об истории Спектрума, насыщенной, с множеством интересных фактов, мифов и заблуждений.

Для начала, расскажем о человеке, который считается создателем ZX Spectrum. Это Клайв Синклер (Clive Marles Sinclair)

Клайв Марльз Синклер родился в городе Суррей (Surrey), под Ричмондом, 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Сам Клайв последовал по тем же стопам. Уже в 1962 году Синклер создаёт Sinclair Radionics, производит комплекты деталей для сборки радиоприёмников и усилителей звука. У компании стремительно растет репутация пионера в бытовой электронике. С 1972 года компания производит электронные часы, портативные телевизоры и инструменты. В июле 1979 года Клайв Синклер уходит в отставку из Sinclair Radionics и учереждает новую компанию Sinclair Research Ltd. Отсюда и начинается история нашего ZX Spectrum. Первый продукт Sinclair ZX80 произведен в феврале 1980 года, это был первый компьютер в мире стоимостью ниже 100 фунтов стерлингов. Его размеры были 218 X 170 X 50mm и весил он 340 грамм. ZX 80 нельзя было назвать очень удачным, тем не менее он начал довольно хорошо продаватся.


В 1981 последовал логичный выпуск новой версии – Sinclair ZX81 . Он был гораздо дешевле предшественника и стоил 69 фунтов. За два года было произведено более миллиона ZX81 и Синклер заработал более 400 миллионов фунтов стерлингов. После продажи 10 % акции компании и раздачи 5 % акций своим служащим, он сохранил 85 % акций, что давало ему возможность принимать амбициозные и непрофессиональные решения.

История развития компьютерных игр в России неразрывно связана с культовым компьютером ZX Spectrum. Появившийся в СССР в конце 80-х годов, он молниеносно занял пустовавшую до этого времени нишу домашних ПК
Формально Spectrum не являлся первым компьютером, появившимся в России, - подобия домашних компьютеров типа “Радио РК-86” появились у нас еще раньше. Не был он и революционным с технической точки зрения - на 41 Kb тот момент существовали и более мощные машины. Однако два фактора сыграли решающую роль в его популярности - доступная цена и превосходные игровые возможности.

Клайв Синклер-компьютерный лорд

Биография создателя “Спектрума” не менее интересна, чем история самого компьютера.
Клайв Синклер родился 30 июля 1940 года неподалеку от города Ричмонда в английском графстве Суррей. Отец и дед будущего компьютерного гения были инженерами, что не могло не сказаться на увлечениях молодого отпрыска. Интерес к инженерному делу проявился у него еще в детстве. Любимым предметом молодого Синклера в школе была математика. Еще учась в школе, он изобрел вычислительное устройство, способное работать с перфокартами, и даже изобрел свой аналог двоичной системы исчисления. Можете представить себе разочарование будущего изобретателя, когда он узнал, что у этого “открытия” уже есть автор - Джордж Буль, разработавший основы двоичной алгебры почти век назад.
В это же время Синклер стал увлекаться электроникой. Клайв ремонтировал радиоприемники для друзей и знакомых, мастерил усилители и переговорные устройства.
В 1957 году Клайв закончил среднее образование в колледже Святого Георга в Вейбридже. С его знаниями ему был открыт путь практически в любой университет, но любовь к самообразованию и уверенность в своих силах привели его к выводу, что он и сам всему сможет обучиться. Все свои силы он решил отдать собственному бизнесу.
Для создания компании требовались деньги, и Клайв занялся поисками работы для сбора стартового капитала. Сначала он стал заместителем главного редактора в захудалом журнале “Практическое радио”, который еле-еле сводил концы с концами. Почти год 18-летний Клайв проработал в журнале, выпуская его в одиночку. Он принимал почту, выбирал нужные статьи, сводил их в номер так, чтобы там был материал и для любителей, и для профессионалов. Вся работа у него занимала около одного дня в неделю, и у Клайва оставалось много времени для собственных разработок.

Уже в 1958-м Клайв нашел более выгодную работу в издательском доме, выпускающем техническую литературу, - там он занимался вычерчиванием электронных схем и подготовкой иллюстраций. Однако денег по-прежнему было мало. В 1962-м году Синклер устроился на работу техническим редактором в солидный журнал Instrument Practice. Это было время активного внедрения транзисторной техники, пришедшей на смену ламповым устройствам. Клайв попал в струю, и для него были открыты двери всех производителей радиодеталей. На этой же работе Клайв набрел на интересную идею. Все производители деталей выдерживают заданные параметры на свою продукцию. Те элементы, которые не вписывались в них, считались бракованными и продавались за бесценок. На деле это были работоспособные детали с нестандартными характеристиками. Клайв занялся их изучением и пришел к выводу, что, используя их, можно получать гораздо лучшие результаты, чем на обычных деталях, главное - решить, где и как их использовать. Так появилась первая фирма Синклера - Sinclair Radionics.
Используя свой инженерный талант и связи с производителями радиодеталей, Синклер наладил выпуск миниатюрных усилителей и приемников, которые не уступали своим “стандартным” конкурентам. К 1967 году годовой оборот его компании составлял уже более 100 тысяч фунтов. В 1972-м Sinclair Radionics выпустила самый миниатюрный в мире карманный калькулятор Executive. Он был лидером не только по компактности, но и по цене (79 фунтов). Эта модель завоевала огромное количество наград и призов, а ее объем продаж превысил 2,5 миллиона экземпляров.
В 75-м году Sinclair Radionics выпустила до смешного дешевый мультимер с богатыми возможностями и компактные электронные часы, в 77-м - первый в мире карманный телевизор. А в 1979-м году Клайв создал фирму Sinclair Research Ltd. и меньше чем через год потряс весь мир выпуском первого персонального компьютера по цене меньше 100 фунтов. Параллельно с разработками в области вычислительной техники Клайв успевал заниматься и другими проектами - в 1983-м году он выпустил карманный телевизор с плоским экраном.
Одно из главных достижений Синклера всегда состояло в том, что ему удавалось делать не только лучшие и самые миниатюрные изделия в мире, но и делать их удивительно дешевыми. Именно поэтому спрос на его изобретения всегда был колоссальным.

8-битный гость из туманного Альбиона

Первые модели компьютеров с заманчивой приставкой “персональный” появились в конце 70-х годов - первый шаг на пути к рынку домашних пользователей сделали компании Apple и Commodore. Однако “персональность” этих устройств заключалась разве что в скромных возможностях, а стоили такие компьютеры прилично - тот же Commodore образца 70-х продавался по цене около $700. Расставаться с подобной суммой за малопонятное устройство желающих было очень мало. Различные аналитики предсказывали в скором будущем появление дешевых персональных компьютеров (около $150), но даже самые смелые прогнозы предрекали всеобщее компьютерное счастье не раньше, чем через 5 лет.



Однако момент истины наступил уже в 1980-м, когда молодая и малоизвестная британская компания Sinclair Research Ltd. представила компактный ПК стоимостью всего 99,95 фунтов стерлингов. Модель получила название ZX80 и была построена на 8-битном процессоре Z80A с тактовой частотой 3,5 МГц. Оперативки у Sinclair ZX80 было 4 Кбайт, и он мог работать только с черно-белым изображением. В качестве устройства ввода использовался обычный кассетный магнитофон, а для вывода изображения подходил любой телевизор. Цена в данном случае оказалась решающим фактором - спрос на ZX80 превзошел все ожидания, и за короткое время Sinclair Research удалось продать 50000 штук этих компьютеров. Пришедший через год ZX81 с 16 Кбайт ОЗУ стал еще более доступным - его цена составляла всего 69,95 фунтов. Результат не замедлил сказаться на продажах - во всем мире было продано около 300000 таких машин.

Третью модификацию - ZX82 - было решено выпустить в продажу под более благозвучным названием: ZX Spectrum. Он, в отличие от своих предшественников, обладал уже более впечатляющими возможностями: 16-цветная графика в разрешении до 256х192 пикселей, улучшенный интерпретатор BASIC и два варианта поставки - с 16 или 48 Кбайт оперативной памяти.

К моменту выпуска ZX Spectrum компания Sinclair Research, возглавляемая Клайвом Синклером, уже прочно стояла на ногах, выпуск же новой модели “народного” ПК только укрепил ее позиции - начался самый настоящий бум. “Спектрумы” продавались сумасшедшими темпами в 30 странах мира (в одной только Англии еженедельно покупали около 15000 машин), а фирмы, создававшие игры и прочий софт для этого компьютера, стали плодиться быстрее, чем грибы после дождя. У компьютера появилась солидная армия поклонников, стали выходить книги и журналы, целиком посвященные ему.

Однако 84-й год, когда Sinclair Research выпустила очередную модель персонального компьютера, стал для компании началом конца. Новый Spectrum QL по задумке создателей был предназначен не для домашнего, а для делового применения: для дома он был слишком дорогим, но для бизнес-задач - недостаточно мощным. Вдобавок в этом секторе у компании был серьезный конкурент в лице компьютерного монстра IBM с ее бурно развивающейся платформой IBM PC. В дополнение к неудаче с продвижением Spectrum QL Клайв Синклер подорвал свое финансовое положение еще одним провальным проектом - электромобилем. Одним словом, дела компании пошатнулись, ее финансовая стоимость рухнула со 128 миллионов фунтов стерлингов до 5, что практически поставило Sinclair Research на грань банкротства. Очередной рывок в виде модели Spectrum 128K (со 128 Кбайт ОЗУ) уже не мог изменить ситуацию. В результате было решено продать компанию и все права на торговую марку Spectrum конкурирующей фирме Amstrad.

мог изменить ситуацию. В результате было решено продать компанию и все права на торговую марку Spectrum конкурирующей фирме Amstrad. Так в 1986-м году была выпущена модель Amstrad Spectrum +2 со встроенным в корпус магнитофоном и новым набором микросхем, который, по задумке, должен был увеличить производительность машины, но на деле это привело лишь к нестабильной работе и проблемам совместимости. Через два года появился Spectrum +3, в котором вышеописанные проблемы были решены, но момент был упущен.

На самом деле платформа Spectrum была обречена с самого начала - сегодня это видно совершенно ясно. Дело в том, что все модели “Спектрумов” были привязаны к одному и тому же процессору - Z80, возможности которого были далеко не безграничны.
Но что самое печальное - архитектура Spectrum, как и архитектура подавляющего большинства компьютеров того времени, была закрытой, поэтому совершенствовать эти компьютеры и выпускать для них новое железо могла только Sinclair Research. Первыми ошибочность этой стратегии поняли в IBM: IBM PC стала первой открытой компьютерной архитектурой, что и породило огромное количество клонов этих компьютеров и дополнительных устройств к ним. Немного отклоняясь от темы, не могу не упомянуть, что впоследствии IBM неоднократно жалела о своем решении и даже несколько раз пыталась “закрыть” архитектуру, начиная выпуск модельных рядов, несовместимых с IBM PC. Но джин, единожды выпущенный из бутылки, уже не хотел возвращаться обратно. Теперь вернемся к “Спектрумам”. Их плавный закат на родине в конце 80-х по иронии судьбы совпал с расцветом этой платформы в СССР. То, что у них уже отгремело и отболело, у нас только начиналось.

Удивительные приключения “Спектрумов” в СССР

Перед тем как мы перейдем к истории появления “Спектрума” в СССР, нужно упомянуть, что не только у себя на родине, но и практически во всех странах, где продавался ZX Spectrum, существовало два варианта его поставки - в уже собранном виде и в виде конструктора “Сделай сам”. Для 80-х метод продажи радиотехнических устройств в виде набора деталей и инструкции по сборке был крайне популярен, не в последнюю очередь из-за дешевизны.Нужно ли говорить, что в СССР первые “Спектрумы” стали поступать именно в разобранном виде? Собственно, нашим соотечественникам, как показало время, для сборки “Спектрума” не требовался даже полный набор “запчастей” - вполне хватало одной лишь принципиальной схемы и, разумеется, самого главного компонента - процессора Z80. Все остальное “наши” изготавливали либо самостоятельно (разводили платы из подручных средств, мастерили клавиатуры), либо делали на базе отечественной элементной базы

Подобный подход позволил снизить стоимость и без того недорого “Спектрума” настолько, что на просторах СССР он стал доступен практически любому желающему - стоимость комплекта для сборки ZX Spectrum еще до начала серийного производства его отечественных клонов равнялась одной месячной зарплате среднестатистического советского инженера. На дворе тогда был всего 1987-й год, “перестройка” только начиналась. Сразу же после принятия закона о кооперативах и индивидуальной трудовой деятельности эволюция “Спектрума” в СССР вышла на новый виток развития. Если раньше компьютеры нужно было собирать самостоятельно или охотиться уже за собранными экземплярами на стихийных радиорынках, то теперь его производством и продажей занялись многочисленные кооператоры, которые стали даже разрабатывать собственные модификации оригинального ZX: “Москва”, “Балтика”, “Ленинград”, “Пентагон”, “Хоббит”, “Кворум”, “Харьков”, “Зеленоград”, “Робик” и другие.

Точное количество произведенных и проданных “Спектрумов” в главной стране развитого социализма никто никогда не считал, однако есть все основания полагать, что эта цифра никак не меньше полумиллиона экземпляров.
Не стоит недооценивать масштабы и стремительность спектрумизации СССР. Достаточно вспомнить, что до появления “Спектрума” вычислительная техника у нас была представлена лишь большими ЭВМ, доступ к которым был только у профессиональных программистов, и убогими монстриками отечественного компьютеростроения типа БК 0010. Основам программирования тогда можно было научиться лишь в популярных журналах “Наука и жизнь”, “Техника - молодежи”, “Юный техник” - в рубриках, посвященных программированию микрокалькуляторов. Ближайший импортный конкурент “Спектрума” - IBM PC/XT - стоил в то время около 10 средних советских окладов, что мгновенно переводило его из разряда конкурентов в стройные ряды несбывшихся мечтаний типа покупки яхты и загородной виллы. Забавно, что при этом XT-шки еще и умудрялись уступать “Спектрумам” в графических возможностях - CGA-видеоадаптер работал только 4-мя цветами.

Параллельно с развитием производства ZX Spectrum начали зарождаться и первые игровые клубы - родные “братья” советских видеосалонов, в которых все желающие на экране маленького телевизора могли приобщиться к “шедеврам” мировой киноиндустрии - ужастикам, боевикам категории “Б”, фильмам с участием Брюса Ли и к другим запретными плодам. Типичный компьютерный клуб того времени - полуподвальное помещение с пятью-шестью “Спектрумами”. Разумеется, из ассортимента игр тогда наибольшую популярность получили аркады, ни о каких сетевых развлечениях и тому подобных радостях тогда и речи не шло. И тем не менее до начала 90-х подобные клубы собирали аншлаги - для того чтобы поиграть, нужно было выстоять очередь.
Стоит заметить, что были попытки создания игровых клубов на базе других платформ - чаще всего Commodore или Atari. Однако ни один из конкурентов не смог прижиться в СССР.

Виртуальная жизнь “Спектрума”

Но несмотря на всенародную любовь, судьба “Спектрума” в России также была предрешена. Цены на IBM-совместимые компьютеры падали день ото дня, а возможности этой платформы росли быстро. Вдобавок игровая индустрия, почуяв запах наживы, стала стремительно осваивать и эту нишу.Нельзя сказать, что все это время “Спектрум” не стоял на месте - он обзавелся поддержкой 5,25-дюймовых флоппи-дисководов, “научился” работать с принтером, память некоторых его модификаций была расширена до 1 Мбайт! Однако все эти “апгрейды” были не более чем предсмертными судорогами. В 1992 году началась миграция российских пользователей на IBM PC.
Однако у некоторых “спектрумистов” любовь к этому компьютеру достигла такой стадии, что люди продолжали его использовать и развивать. Продолжали появляться новые программы, игры, Spectrum “обучили” поддержке жестких дисков, CD-приводов и сетевых возможностей. Благодаря последнему была создана аналогичная FIDO сеть ZXNet. Увлечение “Спектрумом” переросло из рационального хобби в культ. К слову, фанаты “Спектрума” живы и здоровы даже в наши дни - сейчас они находятся в двух шагах от вывода “Спектрума” в интернет - ICQ-клиент и браузер уже почти готовы.

Одновременно с массовым переходом на PC-платформу начали появляться и первые эмуляторы “Спектрума” для PC - сначала под MS-DOS, а потом и под все версии Windows. Большую часть этих эмуляторов, а также десятки тысяч игр, можно скачать в интернете. Однако будем откровенны - игры для “Спектрума” сейчас уже не способны вызвать ту бурю радости, как раньше. Автор этих строк на своей собственной шкуре несколько раз убеждался, что светлые воспоминания детства лучше оставить в неприкосновенности, иначе не избежать разочарования: первый раз мои светлые образы прошлого накрылись медным тазом при попытках перечитать в зрелом возрасте “Незнайку на Луне”, второй раз - когда я вызвал дух “Спектрума” при помощи эмулятора - 16-цветная графика и скромное разрешение спустя 20 лет воспринимаются “немного” иначе.
“Спектрум” и его богатое игровое наследие успешно дожили и до наших дней. И вполне вероятно, что в виде эмуляторов этот легендарный компьютер успешно проживет еще пару десятилетий - на сей раз на КПК и мобильных телефонах. Не секрет, что сейчас наблюдается ренессанс старых аркад на всевозможных мобильных платформах. Популярные игры прошлого успешно портируют на мобильники и КПК, и “Спектрум” не стоит в стороне - недавно появился эмулятор для Palm OS. Появление эмуляторов для других мобильных устройств - вопрос времени!

«8 лет я играл в Спектрум в черно-белом цвете и все знаете почему, да потому что наши доблестные телики RGB сигнал вообще не понимали». Хотел бы сказать я, понастольгировать, вспомнить что раньше солнце было ярче а трава зеленее. Но не скажу, в моем детстве слово Спектрум вообще никто никогда не произносил. Все свое детство я играл в денди, позже в сегу, у друзей иногда в супернинтендо. Ни в передаче Денди «Новая Реальность», ни в «От винта», ни в каком либо журнале я не слышал об этом компьютере. Я краем уха слышал о компьютерах, загружающихся с кассет, но никогда их не видел и не знал их названия. Впервые я о нем узнал только когда у меня появился интернет. Почитывал форумы, завидовал тем людям которые в конце 80х начале 90х собирали сами свои компьютеры, а я годноту пропустил. Хотя в те годы я был маленький и при всем желании свой клон спектрума бы не собрал. Много ли я потерял? Вот этот вопрос я не так давно себе стал задавать. Год назад наткнулся на очень хороший видосик где один парень очень подробно рассказал и показал как спаять клон спектрума «Ленинград». Его я пересматривал не раз и в итоге решил «Я соберу свой компьютер с нуля!».

За основу решил взять оригинальную схему Ленинграда с sblive.narod.ru. Ну и добавить кучу доработок, таких как корректировка прорисовки окружности(непонятно как Зонов смог спроектировать компьютер с таким лютым косяком.Выражается в проблемах шрифтов, косяках графики итп), стабилизации кварцевого генератора, стабилизации кадровой и строчной синхронизации, доработка сигнала INT, введение привязки к уровню черного.

Чтобы этот процесс был еще круче и интереснее я не стал искать готовую плату, заказал себе макетку довольно компактных размеров 12*18. Так же пришлось заказать микросхем и другой мелочевки с алиэкспресса и ЧИПиДИПа. Память и процессор пришлось выпаять из неработающего клона, который я недавно получил от одного спектрумиста. Что это за клон до сих пор не знаю, схемы на него нет, и я просто его выпаял из него микросхемы.

Все микросхемы решил поставить на панельки для быстрой замены если что то пойдет не так. Но ведь Спектрум содержит ПЗУ, а его еще надо прошить, программатора у меня не было, но мир не без добрых людей. Вместо двух EPROM решил поставить одну EEPROM W27C512, в который зашил 48к бейсик, 128к бейсик, ТР-ДОС и тест памяти для 48к, также неплохо иметь возможность переключать банки памяти перемычками. Но вот все мои детали пришли, заранее продумав где какая панелька будет стоять, начал их припаивать. Ну и прилепил наклейки на плату с надписями где какая микросхема и номера ножек, что очень облегчило мне жизнь в дальнейшем.

Уделяя пару-тройку часиков в день за две с половиной недели все таки собрал. Не терпелось сразу его подключить. И после включения я увидел белый экран, что же уже неплохо подумал я. После перепроверки всей платы, убрав пару косяков ситуация лучше не стала. Я долго не мог понять в чем дело но потом узнал что не стоит мешать КМОП и ТТЛ микросхемы. Да, я тот еще радиолюбитель. Пришлось опять заказывать детали и ждать. После замены всех КМОП микросхем на ТТЛ все таки появилась заветная надпись, но изображение плыло.

Обращение на форум zx-pk.ru дало отчасти понять что происходит, но решения у меня не было. В итоге пришлось часами сидеть над схемой. И вуаля, я просто неправильно понял схему доработки формирования сигнала INT, точнее я сначала правильно ее понял, а потом подумал что неправильно и сделал с косяком. Что же, еще одна проблема устранена. Но не все так радужно как хотелось бы, на моем мультимедийном мониторе постоянно бежали кадры. И тут я решился подключить с старому доброму телевизору SHARP, который меня никогда не подводил. Но правда в ч\б, так как RGB-скарта в нем нет. И картинка на нем почти не дергалась. Опять обращение на форум дало дельный совет, сделать фильтр для импульсного блока питания.

И вот наконец то картинка нормальная, никаких подергиваний, запускаем тест памяти.

Но ведь для спектрума нужна еще и клавиатура. Тут я выкрутился довольно оригинально, взял старую клавиатуру, вытащил из нее пленку с контактами, порезал гетинакс на кусочки, напаял на него контакты, обработал их напильником и приклеил термоклеем к клаве, ну и спаял их по схеме. Получилась довольно громоздкая внешняя клава. Ну и порты для синклер джойстиков прямо в клавиатуру встроил. Подходят джойстики от сега мастер систем или атари, ну или как в моем случае перепаяный внутри сеговский джойстик, для которого я вывел клавишу пробел(а именно она почти всегда используется как дополнительная) на кнопку А, ну и при нажатии кнопки С дублируется нажатие вверх, что удобно в платформерах.

С динамиком у меня как то не задалось и я просто вывел бипер на телевизор, так хотя бы громкость можно регулировать. Написав простенькую мелодию в бейсике, потестировав звук решил загрузить какую нибудь игру. И… ничего у меня не получилось. Магнитофонную читалку собирал на К554СА3, перепробовал несколько микросхем, перепроверял всю схему но не завелось, почему, до сих пор не понятно. Пересобрал читалку на 561ЛН2 по схеме от пентагон-48(сначала на макетке перед тем как паять) и все заработало с первого раза. Игры хоть и загружались но большинство висло сразу же, в некоторые вроде DIZZY 5 удавалось немного поиграть.

Один раз как то проснувшись утром я призадумался, а правильные ли я впаял конденсаторы… и ОМГ, вместо 47 нанофарад я впаял 47 пикофарад, а еще хотел чтоб что то работало. Еще раз заказываем недостающие детали, ждем. После глобальной перепайки конденсаторов наконец то можно нормально поиграть, больше ничего не виснет. Приходилось себя успокаивать, что все равно большинство игр на спектруме монохромные и я не так уж много теряю, что в в конце 80х далеко не у всех были цветные телики и многие играли в него с ч\б картинкой. Но как то не шибко помогало, знаете ли.

А на моем LCD мониторе кадры все равно бегали. В итоге я все таки решился впаять дополнительную микросхему для укорочения строчного синхроимпульса, которую я хотел поставить еще в начале сборки но почему то решил сэкономить. В итоге наконец то получил хорошую цветную картинку.

Изображение правда немного двоит. Проверил на LCD телевизоре, двоения не видно. Картинка отличная. Супер! Но на моей плате еще есть свободное место и глупо было бы его не использовать. Сделать расширение памяти до 128к и поиграть в кастлванию 2015 года было бы здорово. Для этого поменяем наши К565РУ5 на К565РУ7 или аналог MN41256-08, который без проблем можно купить на алиэкспресс. Добавив еще 7 микросхем, включая звуковой чип YM2149F плату заполнил полностью. Проблем никаких с апгрейдом памяти не возникло. Расширял память до 256к по этой схеме, но все же использую ее в режиме 128к.

В итоге получилось вот это

Изначально юзать плату на столе я не собирался и для этого подобрал корпус от старой ТВ-приставки, теоретически туда можно поставить и дополнительную плату контроллера дисковода вторым этажом, но я пока не хочу этим заморачиваться.

Игры на спекки оказались лютым хардкором, мне удалось пройти только недавно вышедший Mighty Final Fight.

Так много ли я потерял из за отсутствия этого компьютера в детстве? В плане игр вряд ли, хотя возможность переписывать игры с кассеты на кассету могла бы мне очень прийтись по душе. В плане программирования на бейсике, вряд ли бы в то время меня это заинтересовало.

ZX Spectrum – это 8-разрядный персональный компьютер, который был разработан специалистами британской компании Sinclair Research Ltd. в далёком 1982 году. В 80-е годы прошлого века он являлся одним из самых популярных компьютеров в Европе, а к 90-м годам многочисленные клоны ZX Spectrum добрались и до нашей страны.

Многие из наших читателей наверняка помнят разнообразные модификации этого компьютера, а также тот факт, что игры в его память приходилось загружать с аудиокассет при помощи кассетного магнитофона, наблюдая на экране монитора (или телевизора) череду вспышек и разноцветных полос, возникающих в процессе загрузки.


Компьютер был разработан на базе популярного в те годы микропроцессора Zilog Z80, который позднее использовался при создании таких известных устройств, как MSX, Commodore 128, Sega Master System, Neo Geo, Game Boy, Game Gear, Game Boy Advance и многих других. Но, несмотря на довольно ограниченные графические возможности, а ZX Spectrum был способен выводить на экран всего 15 различных цветов, этот компьютер в 90 % случаев использовали исключительно для запуска игр.


Британская компания Elite Systems, в которой сейчас работают некоторые из создателей оригинального ZX Spectrum, поставила перед собой цель воскресить некогда популярный компьютер и сделать его гораздо более удобным, чем тот был более тридцати лет назад. Например, чтобы не приходилось загружать игры с устаревших во всех отношениях аудиокассет, вы сможете просто приобрести цифровую копию игры в Google Play, или App Store. Разумеется, для пущего удобства вам понадобятся физические кнопки, а не обыкновенный тачскрин, именно поэтому планируется выпустить специальную Bluetooth-клавиатуру, дизайном один в один повторяющую оригинальный ZX Spectrum.

Эта клавиатура без проблем будет подключаться к вашему планшету, смартфону или даже к Apple TV, если вам захочется комфортно поиграть на экране телевизора. Согласитесь – весьма приятное путешествие в далёкое прошлое можно себе устроить одним из свободных вечеров.


Стоить эта Bluetooth-клавиатура будет в районе 40 фунтов стерлингов (что-то в районе 2000 рублей), не включая доставку. В данный момент инициаторы проекта пытаются набрать 60 000 фунтов на Kickstarter , чтобы начать полномасштабное производство игрового устройства. Вы можете уже сейчас поддержать их рублём, если почувствовали неудержимый приступ ностальгии.

Для успешного финансирования ему требуется £ 250 000, и на момент написания этой новости (прошло всего-то 19 часов) собрано уже более £ 212 000, а проект поддержало почти 1000 человек.

Если очень вкратце и не вникая в детали, то это очередной «улучшенный Спектрум» на основе FPGA с полной обратной совместимостью и следующими характеристиками:

  • Процессор - Z80 с режимами 3,5 МГц и 7 МГц
  • Память - 512 Кб ОЗУ (расширяется до 1,5 Мб внутренне и 2,5 Мб внешне)
  • Видео - аппаратные спрайты, режим с 256 цветами, режим Timex 8x1 и т.д.
  • Видеовыходы - RGB, VGA, HDMI
  • Хранилище - слот для SD-карт с DivMMC-совместимым протоколом
  • Звук - три аудиочипа AY-3-8912 со стереовыходом + FM-звук
  • Джойстики - разъём DB9, совместимый с протоколами Cursor, Kempston и Interface 2 (есть возможность выбора)
  • PS/2-порт - мышь с эмуляцией Kempston-режима и внешняя клавиатура
  • Мультифейс-функциональность для доступа к памяти, сэйвов, читов и так далее
  • Поддержка магнитофона - порты входа/выхода для загрузки и сохранения
  • Расширения - оригинальный порт внешней шины и порт графического ускорителя
  • Ускоритель (опционально) - графический процессор, центральный процессор 1 ГГц, 512 Мб ОЗУ
  • Сеть (опционально) - модуль Wi-FI
  • Дополнения - часы реального времени (опционально), внутренний динамик (опционально)

Если же копнуть чуть поглубже, то выяснится, что именно эта машина может оказаться новым стандартом для спектрумовской сцены, поскольку занимаются ею далеко не последние люди на свете, прекрасно понимающие, что нужно пользователям, игрокам и разработчикам.

Это, во-первых, Рик Дикинсон - индустриальный дизайнер, которому мы обязаны внешним обликом ZX80, ZX81, ZX Spectrum, ZX Spectrum + и Sinclair QL. Собственно, ZX Spectrum Next выглядит так же здорово, как вышеупомянутые машины, а они ещё в 80-е заметно опережали по дизайну всех конкурентов.

Во-вторых, Виктор Трукко , хакер и автор бесчисленного количества железок для ретро-техники - например, эмулятора картриджей для Atari 2600, 5200, 7800, Odyssey II, Vectrex, MSX, Vic 20, Commodore 64, Master System и других платформ (записываете на SD-карту нужные игры, подключаете нужный кабель - и вставляете его куда надо).

В-третьих, Джим Бэгли , один из самых известных разработчиков игр для «Спектрума», таких как Midnight Resistance, Cabal, Red Heat или Throne of Fire. Ещё он угодил в Книгу рекордов Гиннеса, умудрившись втиснуть аркадную классику Dragon"s Lair в маломощный компьютер ZX81. Именно Джим в ответе за несколько важных функций Next вроде аппаратных спрайтов и новых видеорежимов.

В-четвёртых и в-пятых, Фабио Белавенуто (один из создателей платы TBBlue Spectrum, которая легла в основу ZX Spectrum Next), и Энрике Олифьерс (игровой дизайнер и сооснователь студии Bossa Studios, выпустившей игры Surgeon Simulator, Worlds Adrift, I am Bread).

Проще говоря, эти люди просто не могут облажаться, тем более что аппаратная и программная начинки у них уже давно готовы, а сейчас просто совершенствуются. Старые и новые игры тоже работают на ура, пользуясь преимуществами 7-мегагерцового процессора и расширенных видеорежимов. Вот небольшая нарезка из таких игр, среди которых есть и Castlevania: Spectral Interlude , в разработке которой принимали участие сотрудники «КГ-Портала».

Рассылку полноценного собранного ZX Spectum Next планируется начать в январе 2018 года - не очень скоро, но лучше уже реалистичные сроки, чем взятые наугад. Больше всего разработчики, видимо, будут возиться с корпусом, пытаясь сделать его максимально похожим на рендеры. Сейчас на руках у команды Next есть лишь распечатанные на 3D-принтере модели - целый корпус в масштабе 1:2 и половинка корпуса в масштабе 1:1.

Стоит базовая модель ZX Spectrum Next ровно £ 175 - столько же, сколько оригинальный «Спектрум» с 48 Кб памяти в 1982 году. Модель Next Plus c Wi-Fi-модулем и часами реального времени обойдётся в £ 215, а модель со встроенным акселератором на базе Raspberry Pi Zero уже не заказать - закончились слоты на «Кикстартере». Впрочем, самыми популярными являются именно базовая и Plus-модели - на них и будут ориентироваться разработчики.

Создатели ZX Spectrum Next обещают сразу после начала отгрузки готовых компьютеров сделать проект опенсорсным, включая схематику и прошивку. Так что улучшать и совершенствовать этот компьютер будут ещё долго - так сказать, всем миром.

Учитывая безумную скорость сбора денег, можно предположить, что ZX Spectrum Next станет самым успешным краудфандинговым проектом по возрождению «Спектрума». The Recreated ZX Spectrum (он же - Bluetooth ZX Spectrum) собрал в своё время £ 63 194, поддержанный самим Клайвом Синклером Sinclair ZX Spectrum Vega - уже £ 155 682, а его портативная версия Sinclair ZX Spectrum Vega+ нагребла аж целых £ 512 580.

На удивление, у ZX Spectrum Next нет ни одной дополнительной цели - видимо, его создатели пока не очень представляют, что ещё можно приципиально улучшить в своём детище. Но предложения уже поступают - добавить совместимость с SAM Coupé, например. В конце концов, можно обеспечить и полную аппаратную совместимость с российскими клонами «Спектрума» типа Pentagon или пойти дальше, замахнувшись на ZX Evo, ATM Turbo и так далее.

Ну а пока что - заходите на Kickstarter-страничку проекта , изучайте фотографии платы, смотрите ролики с техническим демонстрациями, и если «Спектрум» дорог вам так же, как автору этой новости - выбирайте нужную модель и заказывайте. Такие благие начинания просто необходимо поддерживать!

Отправить